ЧТО ТАКОЕ "КЕСАРЕВО СЕЧЕНИЕ" ДЛЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА
Еще одна проблема – это современное отношение женщин к кесареву сечению. Кесарево сечение для ребенка совсем не благо, операция не уменьшает натальную патологию, а нередко становится ее причиной. При разрезе полости матки ребенок получает баротравму за счет резкого перепада давления. Он оглушен наркозом, его мышечная система расслаблена и не сопротивляется усилиям акушера, извлекающего его через узкий разрез. Возможность травмы при таком состоянии мозга возрастает. Неонатологами давно выявлен еще один немаловажный факт. Во время естественных родов в организме ребенка образуется высокая концентрация эндорфинов и энкефалинов. Они защищают организм от боли и стресса при переходе в новую среду. При кесаревом сечении эта защита отсутствует. Наркоз, полученный ребенком вместе с матерью, затрудняет выработку надпочечниковых гормонов - катехоламинов, которые обеспечивают переключение всех систем на новый образ жизни.

При выписке из роддома мать часто не осведомлена о тех опасностях, которые подстерегают ее ребенка в будущей жизни. Ей никто не перевел, что значат записи в эпикризе "внутриутробная гипоксия", "гипоксически-травматическое поражение ЦНС", "гипоксически-ишемическая энцефалопатия".

НЕДЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

После выписки ребенок переходит под наблюдение педиатра. Синдром нервно-мышечной возбудимости, общего беспокойства ребенка, как правило, объясняется неполадками в соматической сфере, чаще всего метеоризмом.

Если ребенку повезло, на него обратит внимание невропатолог и постарается до года (так определен срок обязательного наблюдения невропатологом) компенсировать церебральную недостаточность. Такая ситуация чаще сопровождает гидроцефально-гипертензионный синдром. В год матери объявят, что все в порядке, и ребенка "снимают с учета". Если патология более серьезная и есть значительная двигательная недостаточность, то вопрос о ДЦП не ставится. С этим диагнозом неврологическая служба опаздывает на 1,5-2 года, ждет, пока не возникнут выраженные атонические или спастические парезы. Но главное время лечения - младенчество - навсегда потеряно. Естественно, что за опоздание с диагнозом никто ответственности не несет. Просто "вашему ребенку не повезло".

Но если ребенка миновала эта трагическая чаша, то не стоит думать, что мозг забыл, как он голодал во внутриутробный период. Биологическая память устроена так, что она на всю оставшуюся жизнь помнит о прежней неприятности и всегда готова запустить механизмы защиты. Природа работает не так, как система здравоохранения, т.е. сначала дождемся клиники, а потом будем лечить. Биологическая память запускает системы защиты с опережением и некоторым избытком. И если мозг включал когда-то наработку спинномозговой жидкости, которая является компенсацией недостаточного кровоснабжения, то этот механизм, эта система обороны мозга будет работать долго. Проявит она себя симптомами общего беспокойства. Капризный, неугомонный, часто бесцельно суетливый ребенок становится мучителем всей семьи. Он плохо спит, часто плачет во сне. Впадает в истерику при малейшем отказе от выполнения его желаний, агрессивен. Уговоры и наказания усиливают беспокойство. Взрослые не понимают, что так внешне проявляется эмоциональный дискомфорт, депрессия. Если ребенку не удается разрядиться на ближних, он яростно ломает игрушки. Только не путайте ранний детский вандализм с исследовательским разбиранием игрушек на части. А если маленькому человеку совсем невыносимо, он направляет агрессию на себя: кусает руки, бьется головой о стену. Стремление вызвать боль, а иногда и "выпрашивание" наказания - явный признак депрессии. Боль приводит к выбросу внутренних морфинов, и ребенок временно затихает. Если справляться с трудным ребенком болью - разовьется мазохизм.

Ребенок в детском саду

В детском саду нервный ребенок тоже симпатии не вызывает: трудно усваивает нормы поведения, нет устойчивого внимания, все не интересно, непослушен. Ему пытаются объяснить, что он не прав, т.е. не правильный. Его ругают, сравнивают с другими, хорошими. Бессилие воспитателей трансформируется в обвинение родителей, мол, мало внимания уделяют ребенку. Дело доходит до серьезных конфликтов. "Плохого" стремятся всеми способами "выдавить" из сада. И редко дело доходит до совета полечить ребенка. Правда, умение давать советы в таком деликатном деле, как психическое здоровье, задача сложная. Если родителям категорически заявят: "Он у вас ненормальный, ведите его к психиатру", то советчик скорее получит в ответ такую же рекомендацию. Если ребенок и дойдет до врача, то это скорее будет детский невропатолог, которого проблемы формирования личности интересуют мало.

Нарушения поведения у детей - это внешнее проявление повреждений в эмоциональной сфере. Недаром в последней международной классификации болезней (МКБ-10) поведенческие и эмоциональные расстройства у детей включены в одну рубрику. Самым распространенным явлением, которое ни родители, ни педагоги-воспитатели не относят к патологии, является гиперкинетическое расстройство поведения с нарушением активности внимания. Неусидчивость и невнимательность стали главными формулировками в негативной оценке ребенка. Причем и родители, и педагоги рассматривают это состояние как проявление преднамеренной злой воли и ставят это в вину ребенку.

Сегодняшние знания о мозге и психике позволяют рассматривать гиперактивность как одно из проявлений тревоги. Задача мозга - обеспечить биологическое выживание решается за счет постоянного исследования окружающей среды и поиска опасности. Сенсорные системы мозга сканируют пространство, останавливаются на значимых элементах. Если пространство уже известно, однообразно, то мозг требует расширения зоны исследования. Однообразие интерьера наших квартир, садиковских групп, выстроенных по строгой геометрии рядов кроватей, стульев, приводят мозг в ярость. Сенсорный голод требует утоления. Поэтому лучше уползти в подворотню и насытиться беспредельностью нового мира. Многие родители недоумевают: в саду ребенок ведет себя прилично, а дома как с цепи срывается, кричит, скачет, скандалит. Особенно это случается с теми детьми, где семья живет по простому принципу: дорога в сад, дорога из сада - вот и вся прогулка. Да и прогулка в саду - все тот же надоевший двор. Кстати, и собака, сорвавшаяся с цепи или выпущенная из городской квартиры, так же носится для утоления двигательного и сенсорного голода. И ненасытная жажда телевизора - это тоже попытка утолить сенсорный голод.

При некоторых повреждениях мозга сенсорное насыщение не наступает. Чаще всего это случается, если мозг в начале своего развития перенес гипоксию. Формальный интеллект при этих повреждениях может не страдать, ребенок не глуп, но неусидчив, невнимателен. Грубых неврологических симптомов нет. Такие состояния именовались как минимальные мозговые дисфункции. Таких детей длительно пытались лечить успокоительными средствами, психотропными препаратами. В США был создан препарат "риталин", этакий нейролептический пеленальник, который делал ребенка вялым и тупым.

Решение проблем гиперактивного ребенка - это объединение усилий медиков, педагогов, психологов. Они должны быть согласован, дополнять друг друга. Эффективность, вероятно, связана с последовательностью корригирующих мер. До тех пор пока биологический субстрат будет функционировать как патологическая система, все попытки "уговорить" мозг быть правильным едва ли окажутся успешными. Биологическая терапия должна создавать условия для социального обучения.

Представления о биологической терапии должны быть в корне изменены. К сожалению, многие врачи продолжают расценивать нарушения поведения как злой умысел ребенка и стремятся к нейролептическому подавлению негативных тенденций, не заботясь о восстановительной терапии пострадавшего мозга.

Поврежденный незрелый мозг будет защищаться от неадекватных его возможностям требований, что приведет к оппозиционному поведению, бурным протестам или замкнутости, уходу в себя.

Психологические и педагогические воздействия должны наслаиваться на биологическую терапию с учетом динамики реагирования мозга. И еще один аспект. Развитие нейрофизиологических и нейропсихологических систем мозга не идет по прямой вперед и вверх. Развитие личности претерпевает качественные скачки. Наиболее заметна эта ситуация в подростковом возрасте, когда на поверхность выходит биосоциальное поведение. Оно тем отчетливее, чем больше мозгу пришлось затратить сил на обеспечение выживания организма. Дискордантность систем, проявлявшаяся до этого минимальными мозговыми дисфункциями, становится грубой. Появляются отчетливые признаки вегето-сосудистой неустойчивости со скачками артериального давления в обе стороны. Дезорганизация поведения достигает максимума, подросток бросает вызов миру взрослых, он все готов разрушить и перекроить на свой лад. Эмоциональное напряжение гиперактивного ребенка перерастает в дисфорию со склонностью к агрессии или острой жаждой избавления от депрессивного состояния. В этих ситуациях алкоголь и наркотики легко становятся частью жизни.
 

Hosted by uCoz